| 
    авторский проект Напалкова Александра Валерьевича   | 
 | 
 
 
 
|             
         
         Машины
  для формовки самосверлящих винтов компании GEM Intertational Co, Ltd. Электронный каталог…                     |   Болты и винты резьбовыдавливающие.  Обзор фирменных
  конструкций.   Бунатян Г.В., Макаров В.А., Хохлов Е.Н. г. Нижний Новгород 
   Известно,
  что общепринятый способ соединения деталей и узлов, осуществляемый обычными
  винтами болтами, имеет определенный недостаток: в отверстии детали требуется
  предварительно нарезать резьбу, что связано с затратами на резьбонарезной и
  контрольный инструмент, рабочую силу и прочее. К тому же допуски на стандартную
  резьбу не позволяют получить при сборочных работах плотного прилегания резьбы
  винта и отверстия, что нередко приводит к ослаблению соединения при
  переменных нагрузках на узел. Это обстоятельство способствовало поиску новых
  технических решений. В технической литературе, каталогах зарубежных фирм, на
  выставках время от времени можно увидеть публикации и образцы крепежных деталей,
  способных образовывать резьбу в гладком отверстии во время сборки, известных
  в мире под товарным знаком Taptite
  (Тептайт).    Конструкции   резьбообраэующих винтов появились в
  начале прошлого века, когда были выданы первые патенты на соответствующие
  изобретения в США. Они касались винтов, которые нарезали резьбу по мере
  ввертывания в отверстие с отходом металла в стружку. Сейчас такие винты
  известны как резьбонарезающие или зачистные. Вслед за ними появились патенты
  на крепежные детали, образующие резьбу в отверстии путем ее выдавливания без
  образования стружки, то есть резьбовыдавливающие, о которых и пойдет речь в
  настоящей статье.   Это
  относительно новые детали для отечественного рынка крепежа и пока
  применяемые недостаточно широко. Раскатывая резьбу в отверстии, они позволяют
  не только совместить сборку с получением резьбы в отверстии без ее контроля,
  но и обеспечить стопорение резьбового соединения. Отверстия под
  резьбовыдавливающие детали можно получать сверлением, пробивкой или при
  отливке детали. Эффективно применение резьбовыдавливающих винтов в
  отбортованных отверстиях листовых деталей, так как прочность соединения по
  сравнению с нарезкой резьбы увеличивается на 20-30%.   Диаметр
  отверстия под винт делают чуть больше среднего диаметра резьбы (~1,03 dcp). Он зависит от материала и глубины
  ввинчивания в отверстие. Установка в гладкое отверстие осуществляется теми же
  винтовертами, что и для обычных винтов, так как крутящий момент
  формообразования резьбы всегда меньше момента затяжки резьбового соединения.   Разработчиком
  и патентовладельцем данной конструкции и многих других подобных на ее основе
  является фирма Research Engineering & Manufacturing Inc., США,
  владеющая более чем 150 патентами в США и других странах мира. Конструкции,
  технологии и инструмент для их изготовления описаны в патентах США
  №3195156НКИ 10-10, №3681963 НКИ 72-88, №3918345 НКИ 85-45 и других.   Наиболее
  часто применяемая конструкция резьбовыдавливающих винтов и болтов имеет
  метрическую (при необходимости дюймовую) резьбу на стержне лобулярной формы,
  названной, по сложившейся в нашей практике терминологии, трехгранной.   
 Рис.1    На рис.
  1 показано поперечное сечение стержневой части, где D - диаметр окружности, описывающей профиль, равный
  номинальному диаметру резьбы и имеющий допуск, близкий к полю допуска гайки
  - 6Н; С - размер трехгранного профиля сечения стержня, замеренный по любой
  произвольной оси, равен сумме радиусов, образующих профиль   С=R1+R2,   где: R1 -
  радиус вершины профиля; R2 -
  радиус основания профиля: k - некруглость профиля,
  характеризующая отклонение профиля от круга (величина затыловки профиля).   Большей
  величине k
  соответствуют меньшие крутящие моменты резьбообразования и наоборот. Чем
  больше отклонение профиля от круга, тем меньше площадь сцепления резьбы
  профиля с резьбой, сформированной в изделии, что оказывает влияние на
  прочностные характеристики соединения. Важным элементом резьбовыдавливающих
  крепежных деталей является заходная часть с плавным сбегом резьбы. 
 Рис.2   На рис.
  2 приведены сечения основных конструкций, где D1
  -внутренний диаметр резьбы, а D2 –
  средний. На рис. 2а показан неполный профиль витков резьбы, который имеет
  уменьшающуюся  высоту резьбовых ниток.
  Его называют тип X, Он
  наиболее прост в изготовлении, так как не требует специального накатного
  инструмента. Из-за переменной геометрии рабочих вершин на заходной части
  резьбы момент резьбообразования выше по сравнению с другими формами заходов,
  но в пределах достаточных для достижения необходимых эксплуатационных
  характеристик изделий. На рис, 26 показан полнопрофильный резьбовой контур
  только в отношении вершин (напоминает элементы конической резьбы). Его
  называют тип W.
  Изготовление требует специального накатного инструмента. Заход обеспечивает
  меньший момент резьбообразования по отношению к неполному профилю. Это
  наиболее часто применяемая конструкция. На рис, 2в показан иной вид заходной
  части - Duo-Taptite («Дуо-Тептайт»), то есть
  двойной (патент США № 4040328 НКИ 85-46), Этот профиль создан а целях
  улучшения стопорящих свойств на основе резьбы Taptite, Такая резьба имеет на
  резьбовом стержне три участка заходного конуса, среднего центрирующего (1,5-2
  переходных витка) и основного стопорящего. Заходной участок имеет более
  выраженную трехгранность с наибольшей величиной некруглости k. На стопорящем
  участке величина некруглости k наименьшая. Преимущество
  данной конструкции состоит в снижении крутящего момента начального
  резьбообразования в гладком отверстии и повышении стопорящих свойств детали.
  Конструкция сложнее в изготовлении, требует специального накатного
  инструмента, несколько больше длина и масса стержня детали. В то же время
  снижение величины k на стопорящем участке увеличивает площадь контакта
  сопрягаемых деталей в гнезде, что обеспечивает высокие стопорящие свойства.   Резьбовыдавливающие
  болты и винты названных видов выпускают многие фирмы мира. Американская
  группа фирм MRC Industrial Group Inc. Начала производство последнего
  поколения деталей Taptite 2000 – Taptite
  Trilobular.   Фирма Bulten AB, Швеция, выпускает широкую
  номенклатуру подобных изделий, a
  Diing Sen Fasteners Industrial Co, Ltd., Тайвань, - винты М2-М8 с длиной стержня от 4,5
  до 50 мм из углеродистых и нержавеющих сталей. Некоторые фирмы  на основе резьбы Taptite разработали свои
  конструкции для соединения разных материалов и условий эксплуатации.
  Например, французская компания Gobin
  Daude создала винты под названием Trigob и выпускает их размерами М2-М8
  с длиной стержня до 10 диаметров. Нашли распространение резьбовыдавливающие
  винты с выступами на вершинах резьбового витка на заходном участке стержня
  или по всей его длине. Одна из конструкций известна под товарным знаком Swage-Torm, разработана американской фирмой Parker Kalon Corp.,
  патент США №3643722 НКИ 151-22. Другая конструкция, патент Франции № 2101694
  МКИ F16B 25/00, известная под названием
  Rolok,
  выпускается французской фирмой Simaf.
  Резьбовой стержень в сечении имеет фигурный профиль с тремя
  резьбообразующими выступами особой формы по всей длине стержня. Известны
  резьбовыдавливающие винты с трех-пяти дугообразным профилем на конце резьбового
  стержня, производимые фирмами США и известные как TR-3, TR-4, TR-5.   Необходимо
  отметить, что производство и применение резьбовыдавливающих крепежных
  деталей растет. По данным группы компаний MRS, США, крепежные детали Taptite сейчас применяют многие
  крупные компании во всем мире и в значительных количествах, включая такие
  фирмы, как Chrysler, Ford Motor Co, General Motors, Nokia и др. Такие крепежные детали
  можно увидеть не только в современных автомобилях, но и в приборах, бытовой
  технике, игрушках, выпускаемых в Америке, Западной Европе, а теперь и в
  Юго-Восточной Азии. На резьбовыдавливающие крепежные детали разработаны
  национальные и международные стандарты,
  например SAE 581-09.1997,
  DIN 7513, DIN EN ISO 887, 7046, 7047, 7048 и др.
  Для отечественной промышленности в 1984 году была приобретена лицензия на
  производство резьбовыдавливающих винтов, болтов и шпилек типа Taptite и Duo-Taptile.
  Освоение было поручено отраслевому институту КТИавтометиэ и заводу «Красная
  Этна». Выпуск винтов начали в 1987 году, и вскоре они нашли своих
  потребителей. В частности, при монтаже панелей пола в автобусах «ЛиАЗ» вместо
  дорогостоящих заклепок с гвоздем начали применять резьбовыдавливающие винты
  СпМ6х30 с потайной головкой и крестообразным шлицем (330 штук на автобус).
  Эти же винты в узлах крепления пола автобусов ПАЗ заменили по три детали:
  болт М8х40, гайку М8 и шайбу 8 (75 соединений на автобус). Для монтажа
  обшивки потолка в автобусах «ЛиАЗ» винты СпМ4х12 вытеснили винты самонарезающие
  4x16, которые не обеспечивали надежность креплений. Позднее
  резьбовыдавливающие болты с шестигранной головкой и фланцем СпМ6х16 были с
  успехом применены в автомобилях «ГАЗель» для крепления фикса боковой двери и
  т.д.    В 2007
  году резьбовыдавливающий крепеж у АО «Завод Красная Этна» покупало 20 предприятий
  для сборки автомобильной техники и ее компонентов, металлоконструкций и
  другой продукции, в том числе с деталями из сплавов на основе алюминия, в которых
  нарезание резьбы метчиками - крайне трудоемкая операция. Общий выпуск
  реэьбовыдавливающих болтов и винтов возрос с 11,5 млн. штук в 2003 году до 30
  млн. штук в 2007 году, в том числе их применение в автомобилях «ГАЗ«
  увеличилось с 5 до 14 млн. штук в год. Специалистами этого
  завода-производителя разработано и запатентовано несколько собственных
  конструкций резьбовыдавливающих деталей, созданы математические модели  предложенного профиля. Так, полезная
  модель (по патенту России) № 026019 МПК В21Н 03/08 содержит описание конструкции
  винта-раскатника с тремя дугообразными вершинами, затылованными по контурной
  кривой.   Рассчитанный
  криволинейный профиль позволяет вершинам резьбы внедряться в стенки отверстия
  соединяемой детали с минимальным крутящим моментом, создавая при этом максимальный
  стопорящий эффект. В патенте России № 0306639 МПК В21Н 3/06 приведена конструкция
  винта типа Duo-Taptite и накатных плашек для
  формирования резьбы. Резьба полнопрофильная на всем стержне состоит из трех
  участков: заходного, калибрующего и основного. Особенность    конструкции заключается в том, что за счет
  изменения параметров резьбы на калибрующем и основном участках достигается
  наилучший эффект стопорения винта в резьбовом соединении. В изобретении,
  защищенном патентом России №2194197 МПК F16B 25/00,
  геометрия контурной кривой трехгранного поперечного сечения стержня заготовки
  несколько отличается от лобулярной формы. Даны соотношения радиусов кривизны
  дуг вершин и сторон трехгранника, принцип их расчета.    Сравнение
  характеристик винтов с известным профилем резьбы Taptite и новой конструкции на
  примере винта СпМ8 производства АО «Завод Красная Этна» показывает следующее.
  В новой конструкции криволинейная образующая нитки резьбы на длине одного
  витка увеличена на 3,8 мм, или на 15,4%, а площадь поперечного сечения на 1,1
  мм, или на 2,2%. Положительный технический эффект по сравнению с резьбой Taptite заключается в повышении
  стопорящих свойств, получении более прочного резьбового соединения. Величина
  крутящего момента винтов с новым профилем стержня способствует плавному
  формированию резьбы в отверстии и не превышает момента аналогичных винтов
  Taptite. Новый профиль
  резьбового стержня хорошо проявляет себя и при зачистке резьбы в отверстиях
  от заусенцев и краски.   Имеется
  семь отраслевых стандартов автопрома ОСТ 37.001.315-88...37.001.321-88 на
  болты, винты и шпильки резьбовыдавливающие, а также ТУ 37-103.040-96
  «Резьбовыдавливающие крепежные изделия», согласно которым производится их
  приемка. Резьбовыдавливающие крепежные детали удобны и в быту: они могут быть
  применены вместо метчика, исправляют испорченную резьбу в отверстии, зачищают
  в ней краску.   Однако
  несмотря на то, что такие болты и винты, выпускаемые уже 20 лет, хорошо
  зарекомендовали себя на сборке и в период эксплуатации, применяемость их в
  промышленности остается недостаточной и вполне может быть существенно
  увеличена.    Заключение   Резьбовыдавливающие крепежные
  изделия по праву относятся к прогрессивным многофункциональным конструкциям,
  их применение позволяет: -  совместить операции сборки и получения
  резьбы в отверстии; -  обеспечить надежное стопорение резьбового
  соединения; - снизить себестоимость резьбового
  соединения (нет операций нарезки резьбы и ее контроля, требуется одна крепежная
  деталь вместо двух-четырех).   Метизы2(18)’2008   высадка, 
  штамповка,  
  резьбообразование, 
  оборудование,   инструмент,  конструкция крепежных деталей   Вопрос: Какая форма и размеры
  у головки e-torx.  Ответ: Форма и размеры головок со
  звездообразным профилем регламентированы в национальных и международных
  стандартах ГОСТ Р 52854-2007 (DIN 31800:2005-09), ГОСТ Р 52855-2007
  (DIN 31801-9:1999-12), ГОСТ Р ИСО 10664-2007 (ISO 10664:2005), ISO
  14579:2001, ISO 14580:2001, ISO 14583:2001, ISO 14584:2001, ISO 14585:2001,
  ISO 14586:2001, ISO 14587:2001. Стандарты устанавливают требования к
  конструкции стержневых крепежных деталей, линейным и диаметральным размерам
  отдельных элементов и диапазон стандартных длин стержневой части крепежной
  детали. Согласно стандартам, головка с наружным звездообразным профилем имеет
  условное обозначение Е5 – Е24, головка со звездообразным углублением под ключ
  имеет условное обозначение № 6 – № 100. Размеры звездообразного профиля определяются через
  геометрию и размеры соответствующего контрольного калибра. Изначально форма головок с профилем TORX® (в
  национальных стандартах РФ – звездообразный профиль) была впервые разработана
  корпорацией Textron Fastening
  Systems (ранее Camcar Textron), а конструкция и размеры профиля TORX® регламентированы
  в стандартах автопроизводителей BMW, PEUGEOT, CITROEN, TALBOT... Подробнее >>   Вопрос: Какая технология и
  какое требуется оборудование для изготовления вытяжной заклепки. Ответ: Изготовление заклепки
  односторонней постановки и безударной клепки (вытяжной заклепки, brind rivet) включает
  пять технологических операций: холодная высадка пустотелой заклепки, холодная
  высадка установочного стержня, гальваническое покрытие пустотелой заклепки и установочного
  стержня, изготовленных из углеродистой стали, автоматизированная сборка
  пустотелой заклепки с установочным стержнем, упаковка готовых изделий. Для
  каждой операции требуется оборудование, специально спроектированное для
  автоматизированного производства вытяжных заклепок. Модели и технические
  характеристики высадочного, сборочного оборудования, оборудования для
  автоматизированного взвешивания и упаковки, материалы для изготовления
  пустотелой заклепки и установочного стержня, а так же полный перечень
  нормативной документации, определяющая технические требования к вытяжным
  заклепкам подробно описаны в … Подробнее >>   |                   
     
     
     
     
     
           | |||||||||||||
|   |   |   | |||||||||||||
 
|                     Опубликованные и неопубликованные рукописи автора:  | |||||||
|  |  |  |  |  |  |  |  | 
| Маркировка крепежа | Контроль качества | Разделительные операции | Обзор развития ХОШ | Стопорящиеся гайки | Низкие гайки | Фаска на деталях | Плоские шайбы | 
 
 
 
 
|   При использовании
  материалов сайта  обязательна ссылка на сайт и автора следующим образом: © Напалков
  Александр Валерьевич : Рукописи : на www.nav.t-k.ru | Последнее обновление15-06-2009 |