авторский проект Напалкова Александра Валерьевича |
Технический контроль
качества автонормалей у производителя, дилера и потребителя Основная
прибыль от продажи автомобильных и автомоторных крепежных деталей зависит от
объемов спроса, заявленной цены, рекламы, ассортимента и товарного качества
продукции… Разделительные операции в
технологии холодной объемной штамповки деталей Технология
изготовления деталей холодной объемной штамповкой строится на основе
необходимого и достаточного количества… Факторы, влияющие на
производительность многопозиционного холодновысадочного автомата Производство
крепежных деталей на высокопроизводительных многопозиционных
холодновысадочных автоматах… Технология производства плоских
шайб с увеличенной высотой методом холодной объемной штамповки Шайбы,
как вспомогательные элементы резьбового соединения, до сих пор находят
широкое применение в узлах и агрегатах автомобильной и автомоторной техники.
В ряде конструкций они составляют
более третьей части от всего применяемого крепежа… Необходимые условия для
организации производства автонормалей на машиностроительном предприятии Современное
автомобилестроение является ведущей отраслью машиностроения промышленно
развитых стран, влияющей на процессы экономического и социального развития
общества. Широко применяемые в автомобилестроении крепежные изделия,
позволяют создавать высокоэффективные, прочные, надежные и долговечные
соединения… Современные
мировые тенденции развития техники и технологий производства комплектующих
определяют темпы освоения новых видов металлоизделий. Одновременно с
уменьшением массы сборочных единиц, возможности автоматизации сборки
обязательным требованием остается обеспечение заданной прочности… Проблемы
развития метизного производства для автомобильной промышленности России Необходимость
повышения качества и технического уровня крепежных деталей и пружин для
обеспечения потребностей автомобильной промышленности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. На
автомобильных заводах понимают, что повышение конкурентоспособности российских
автомобилей и их качества, которого ждут все нынешние и потенциальные
автовладельцы, зависит (в том числе) от качества крепежа и пружин… Перспективы
внедрения прогрессивного крепежа в автомобильной промышленности России В
настоящее время на сборочных линиях и в цехах Волжского автомобильного завода
используется крепеж, разработанный и изготовленный по нормативной
документации, переданной с технологией FIAT–ВАЗ в середине 60-х годов
прошлого столетия… Схемы высадки головок
стержневых крепежных деталей До
сих пор неизвестно, когда произошло появление на Земле винта – прототипа
современных резьбовых крепежных деталей. Винты, датированные многими веками до
Рождества Христова, археологи находят и в Китае, и в Азии, и на американском
континенте. Причем по точности изготовления древнейшие изделия порой
превосходят более поздние образцы… |
Новые нержавеющие стали для производства
высокопрочных крепежных изделий Благин Е. Г., к.т.н., ООО «Велес» Одной из главных проблем
современного этапа развития техники является повышение качества и надежности
ответственных элементов конструкций и узлов, обеспечивающих их высокую
работоспособность, эксплуатационный ресурс и высокую коррозионную стойкость. В нашей стране для изготовления
ответственных деталей крепления были опробованы различные стали и сплавы. При
выборе материала для деталей крепления основные затруднения связаны с
необходимостью обеспечения двух трудно совместимых факторов: высокой
технологичности при операциях обработки давлением, в частности, при холодной
высадке и высоких эксплуатационных характеристик, в особенности сопротивление
разрыву, срезу и циклической выносливости. Внедрение новых высокопрочных
материалов, особенно коррозионностойких, представляет значительный интерес
для авиакосмической, автомобильной, химической и других отраслей
промышленности. Среди большого многообразия используемых марок нержавеющих
сталей особый интерес представляют коррозионностойкие стали с содержанием
азота, обладающие высокой прочностью и пластичностью в исходном состоянии. За
счет регулирования содержания углерода и азота можно получать стали этого
класса с широким спектром физико-механических характеристик. Среди нержавеющих высокопрочных
коррозионностойких сталей наибольшее распространение для изготовления
крепежных изделий холодным пластическим деформированием для авиационной
техники и промышленности получили следующие стали: - Мартенситного класса: 03Х11Н10М2Т (ВНС17); 13Х11Н2В2МФ (ЭИ 961) Х12Н22Т3МР (ЭИ 696М) - Аустенитного класса: 08Х18Н10 (0Х18Н9); Х18Н9 (1Х18Н9) Х18Н10Т (1Х18Н9Т) 12Х18Н9, 12Х18Н10Т (А2) 10Х17Н13М2 (А4) Описанные выше нержавеющие стали,
используемые для производства разнообразных крепежных деталей имеют целый ряд
существенных недостатков: - Сталь ЭИ 961 подвержена
коррозионному растрескиванию при σв=110±10 кгс/мм2
и имеют низкую коррозионную стойкость и поэтому нуждаются в серьезной
коррозионной защите. - Сталь ЭИ 696М имеет сложную
термическую обработку. - Сталь типа 12Х18Н9Т, 12Х18Н9,
10Х17Н13М2 используются в основном для изготовления неответственного крепежа
с низким уровнем прочности и выносливости. - Сталь ВНС-17 при наличии
хороших технологических характеристик имеет очень высокую стоимость,
вследствие большого содержания дорогостоящих легирующих элементов. Учитывая вышесказанное, особый
интерес вызывает нержавеющие малолегированные азотосодержащие мартенситные
стали типа 05Х16Н5АБ разработанные в 2005 г. Механические свойства стали
05Х16Н5АБ приведены в таблице № 1. Таблица № 1. Механические
свойства стали 05Х16Н5АБ
Таблица № 2. Расчетные разрушающие
нагрузки на разрыв болтов, винтов и шпилек по ОСТ 1 31100-80, в Н (кгс).
В таблице 3
приведены сравнительные данные разрушающих нагрузок на срез. Таблица № 3. Расчетные разрушающие
нагрузки на срез болтов в Н (кгс).
Высокопрочные нержавеющие
мартенситные углеродистые стали вышеописанного типа после ускоренного
охлаждения от температуры аустенизации обладают повышенной пластичностью,
обусловленной наличием в их структуре значительного количества остаточного
аустенита, известно, что у таких сталей при содержании 0,08-0,12% С (углерод)
и в случае замедленного охлаждения от температуры аустенизации и в процессе
отпуска пластичность и коррозионная стойкость снижаются в результате
преимущественного выделения по границам зерен карбидов хрома типа Cr23C6. При низком содержании углерода
сталь Х16Н4Б после закалки от 1000-1100°С состоит из мартенсита, не
растворившегося при нагреве под закалку карбидов ниобия NbC и δ-феррита в количестве
≥ 15%, что приводит к анизотропии свойств листов, сортового проката и
труб, а также способствует тепловому охрупчиванию стали при технологических и
эксплуатационных нагревах. Для решения этой задачи было
предложено легирование этого класса сталей азотом. Установлено, что в такой
стали независимо от скорости охлаждения и температуры аустенизации может
формироваться мартенситная структура без карбидов типа Cr23C6 δ-феррита. Образование в
процессе отпуска нитридов хрома типа Cr2N в азотистой стали типа 05Х16Н5АБ
приводит к вдвое меньшему обеднению по хрому окружающих эти фазы участок
аустенитной или мартенситной матрицы. Это положительно влияет на
коррозионную стойкость стали. При наличии в стали 05Х16Н5АБ после оптимальных режимов термической обработки
мелкокристаллического мартенсита, остаточного аустенита в количестве 10-20% и
небольшого количества дисперсных нитридов хрома Cr2N возможны достижения лучшего
сочетания механических свойств, чем в случае не содержащей азота углеродистой
стали, аналогичной по содержанию легирующих элементов. В результате исследований
установлено: - Использование азота в
количествах, не превышающих пределы растворимости в твердом растворе, для
легирования азотом хромистых коррозионно-стойких сталей ферритного класса
позволяет получать стали со структурой азотистого мартенсита,
характеризующиеся высокими механическими свойствами. К числу таких сталей
относится сталь 05Х16Н5АБ. Стали подобного типа имеют большие перспективы
использование в различных отраслях техники для изделий различных форм и
размеров вследствие сочетания высоких механических свойств и высокой
технологической пластичности. - Особенностью стали 05Х16Н5АБ
после закалки от 1000°С является незначительное влияние скорости охлаждения
из аустенитной области на уровень механических свойств. Хорошее сочетание повышенных
характеристик прочности и пластичности такой стали связано с формированием
мартенситной структуры с небольшим количеством (11,15%) остаточного аустенита
и дисперсных частиц карбонитрида ниобия типа Nb(C,N). Эти частицы хаотически
располагаются по границам и в теле аустенитных зерен и не связаны с
мартенситной структурой. В теле зерна частицы Nb(C,N) имеют округлую форму и
размеры 0,03-0,20 мкм. - Максимальное упрочнение
азотистой стали (предел прочности) σв=1550 МПа и (предел
текучести) σт=1360 МПа. Изменения скорости охлаждения
оказывает незначительное влияние на механические свойства стали 05Х16Н5АБ.
Высокие значения механических свойств этой стали после отпуска связаны с
формированием структуры, представляющей собой пакетный мартенсит с высокой плотностью дислокаций и тонкими
прослойками остаточного аустенита (12%) между кристаллами мартенсита. - Стали типа 05Х16Н5АБ обладают высокой пластичностью
при горячей прокатке и при температурах 900-1250°С обжатие за один проход
через валки составляет 60%, что обеспечивает получение однородной структуры
как в тонких, так и в толстых листах. Прокатка при комнатной температуре без
промежуточных отжигов возможна до суммарного обжатия ~ 80%. При этом
твердость стали возрастает с 39 до 46 HRC. Максимальный прирост твердости
достигается в результате прокатки при комнатной температуре. Повышение
температуры от 20°С до 300°С приводит к увеличению абсолютных значений
твердости. После прокатки при 300°С обжатие – 75%, твердость составляет 565
HV. Повышение твердости обусловлено деформационным старением, вызванным
образующимся в процессе прокатки дисперсных частиц нитридов хрома, а также
наклепом мартенсита. Уровень твердости формирующийся при нормальных условиях
ферритно-перлитной структуры остается практически постоянным при нагреве до
1200°С, не превышая 430 HV. Характер зависимости твердости от температуры
прокатки сохраняется для любых степеней обжатия. - Установлено, что отжиг после
прокатки приводит к повышению уровня твердости. Это обусловлено выделением дисперсных
частиц нитрида хрома из азотистого мартенсита. Изучение кинетики изменения
твердости холоднодеформированной стали (ε = 0-75%), после отжига
показало, что значительный эффект упрочнения достигается только в результате
выдержки 1-1,5 часа после обжатия не более 30%. Максимальный уровень
твердости отожженной стали соответствует полученному после прокатки со
степенью обжатия 75% без отжига. При степенях обжатия более 30% и
длительности отжига более 1,5 часов происходит разупрочнение стали. - Изучение температурной
зависимости ударной вязкости позволило оценить возможность применения стали
05Х16Н5АБ при низких температурах. Установлено, что в исследованном интервале
температур (от +20°С до –100°С) сталь сохраняет ударную вязкость на уровне,
достаточном для ее практического
использования. Ударная вязкость закаленной стали с понижением температуры
плавно снижается от ~1,1 МДж/м2
при 20°С и до ~0,8 МДж/м2 при –100°С. Коллектив ООО НПП «Велес» в
период с 2005 по настоящее время разработал технологию изготовления
высокопрочных крепежных изделий из азотосодержащей нержавеющей стали
05Х16Н5АБ методом холодной высадки, выбраны технологические покрытия и
проведена оценка характеристик прочности, надежности и ресурса изготовленных
изделий. С помощью разработанной технологии, возможно получать изделия с
классом прочности 12.9, с высокими
коррозионностойкими характеристиками. Аналогов изделий из нержавеющих сталей
с такими характеристиками (при равной стоимости) в мире нет. Используемые в
настоящее время в холодно-высадочном производстве специальные нержавеющие
стали мартенситного класса 03Х11Н10М2Т (ВНС-17), 13Н11Н2В2МФ (ЭИ 961),
03Х12Н9М2С (ЭП 659А-ВН), Х12Н22ТЗМР (ЭП 33, ЭИ 696М) и стали аустенитного
класса, 12Х18Н9, 12Х18Н10Т (А2), 10Х17Н13М2 (А4) и другие для изготовления
крепежа ответственного назначения имеют довольно низкую коррозионную
стойкость, высокую стоимость исходного материала или невысокую прочность. Появление
коррозионностойкой, малолегированной азотосодержащей нержавеющей стали
05Х16Н5АБ позволило решить указанные проблемы. Сталь рекомендована для
изготовления разнообразных деталей машин, в том числе крепежных, работающих
при температурах –60оС до +350оС. Сталь имеет
мелкозернистую структуру с размером зерна 15-25 мкм с количеством
мартенсита 75 ÷90% и аустенита
10 ÷25% и не склонна к отпускной хрупкости. После упрочняющей
термической обработки сталь имеет следующие характеристики: σв ≥
1400 МПа (предел прочности при растяжении), σ0,2 ≥ 1100
МПа (условный предел текучести при растяжении остаточная деформация 0,2%), δ ≥ 25% (относительное
удлинение после разрыва), Ψ ≥ 62 МПа (относительное
сужение после разрыва), ε ≥ 75 % (предельная
деформация). Сталь обладает
повышенной сопротивляемостью коррозионным и коррозионномеханическим
воздействиям в морской воде, имеет повышенную стойкость против петтинговой и
щелевой коррозии, устойчива против межкристаллитной коррозии и коррозионного
растрескивания под напряжением в 3,5% растворе NаCl. Проведенные исследования
показали, что болты из данной стали не чувствительны к перекосам под головкой
и под гайкой при испытаниях на растяжение. В настоящее время
освоено изготовление широкой номенклатуры крепежных деталей холодной
высадкой: болтов и винтов с шестигранной полукруглой, потайной головками, а
также болтов с внутренними и наружными шести- и двенадцатигранниками и других
форм и конструкций, различных гаек, в том числе и самоконтрящихся. О конструкции
последних, стоит сказать следующее: Для надежного
стопорения соединяемых резьбовых деталей, в отличии от традиционно
применяемых способов, разработана специальная конструкция шестигранных
самоконтрящихся гаек. Шестигранная
самоконтрящаяся гайка позволяет обеспечивать надежное контрение на резьбовом
элементе болта без самопроизвольного отвинчивания под действием вибрационных
нагрузок, что позволяет уйти от традиционных способов контрения, например, за
счет контргайки, гаек с полимерными вставками, пружинной шайбы, зубчатой и
др. Данная конструкция
шестигранной самоконтрящейся гайки с успехом используется в Российской авиации
несколько десятков лет. Материал для изготовления этих гаек сталь 16ХСН.
Вышеуказанная малолегированная сталь используется для высоконагруженных
соединений, требующих высокую прочность и надежность. Для автомобильной
промышленности используется сталь 20Г2Р, которая при равных характеристиках
имеет низкую стоимость. В условиях, требующих надежность соединения при высокой температуре (до 500ºС)
применяется сталь 13Х11Н2В2МФ и жаростойкая сталь 10Х11Н23Т3МР используемая
при температуре до 650ºС. Для агрессивных сред и крепления конструкций
из алюминиевых и композиционных материалов применяется шестигранные
самоконтрящиеся гайки из титанового сплава ВТ-16. Самоконтрящиеся
гайки из нержавеющей азотосодержащей стали 05Х16Н5АБ с успехом могут заменить
аналогичные детали, изготовленные из вышеуказанных сталей и сплавов,
применяемые в автомобильной и авиационной промышленности. Самоконтрящиеся
гайки изготавливаются методом холодной высадки, а их конструкция позволяет
осуществлять многократные разборки – сборки конструкций соединяемых деталей
без ухудшения контрящих свойств гаек, повысить эксплуатационную надежность
деталей, упростить технологию сборки и уменьшить её трудоемкость. Вышеописанная конструкция гайки
способна заменить целый ряд контрящих систем (гайка – контргайка, пружинная
шайба – гайка, зубчатая шайба – гайка, корончатая гайка и др.), обеспечивая
высокую прочность соединения, снижает вес конструкции за счет исключения
шайбы и более легкой гайки, уменьшает
трудоемкость сборки и разборки конструкций, за счет уменьшения количества
деталей. Данные изделия выдерживают min 15 циклов разборки – сборки (max – до
40циклов) без уменьшения контрящих свойств соединения. По
материалам Третьей всероссийской конференции метизников «Современные
метизные производства. Новые
изделия, технология, материалы» Москва, 26-27 октября 2006 года |
Главы из
монографии Губкин С.И. «ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ МЕТАЛЛОВ» ГЛАВА 1. Часть 4. Упрочнение (Наклеп) Интенсивность увеличения сопротивления деформированию с
увеличением степени деформации отображает эффект наклепа. Интенсивность
наклепа зависит от особенностей пластического процесса при данных условиях
деформации… Бернштейн
М.Л. Структура Деформированных металлов. – М.: Металлургия, 1977. – 431 с. Главы из
книги И. Биллигман «ВЫСАДКА И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ОБЪЕМНОЙ ШТАМПОВКИ» Значение инструмента
весьма возросло в связи с развитием методов штамповки, развитием
пресс-автоматов, а также в связи с расширением области применения штамповки.
Высокую производительность… |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опубликованные и неопубликованные рукописи автора: |
|||||||
Маркировка крепежа |
Контроль качества |
Разделительные операции |
Обзор развития ХОШ |
Стопорящиеся гайки |
Низкие гайки |
Фаска на деталях |
Плоские шайбы |
новости :: рейтинг производителей
метизов :: проекты ::
рукописи ::
журналы :: наука :: технологии :: оборудование :: производство |
|
|
|
Научно
- Техническая Библиотека Напалкова Александра Валерьевича :: Эксклюзивные
публикации :: Инженерные
программы Болты
:: Гайки :: Детали :: Металл
:: таблицы Fiat-ВАЗ :: ОСТы серии
37.001… :: ГОСТы
:: DIN 3220 Fiat-ВАЗ деталей –
Электронная таблица (315 kb)
:: ИЗБРАННОЕ из RUnet по
метизам :: Wold Fasteners 10
ведущих мировых производителей автомобилей :: Крупнейшие
дилеры метизов :: Крупнейшие
дилеры автокрепежа Реклама:
Крепеж, пружины, автонормали – Шаблоны Создай
свой ОСТРОВ СОКРОВИЩ !!! (новый
формат) |
|
При использовании
материалов сайта обязательна ссылка на сайт и автора следующим образом: © Напалков
Александр Валерьевич : Рукописи : на www.nav.t-k.ru |
Последнее обновление24-04-2008 |